Как помочь ребенку адаптироваться к школе

Как помочь ребенку адаптироваться к школе

Как помочь ребенку адаптироваться к школе

В конце августа родителям будущего первоклассника пришлось походить по магазинам, чтобы купить букварь, тетрадки, ручки, новую одежду, выбрать цветы для самой первой учительницы. Но 1 сентября заботы не закончились, скорее, они только начинаются... Ведь первые проблемы в школе возникают на фоне кризиса 7-летнего возраста и могут привести к нарушению школьной адаптации. О том, как он проявляется и чем помочь ребенку, рассказывает психолог, кандидат медицинских наук Михаил Васильевич Шипилов. 

Проявления кризиса 7 лет 

Кризис характеризуется следующими психологическими изменениями: 

- резким развитием познавательных процессов (внимания, памяти, мышления);
- потерей непосредственности ребенка, когда он оценивает значение действия и его последствия;
- возможны капризность, искусственная натянутость поведения и конфликтность. 

Характерен для этого возраста и так называемый симптом «горькой конфеты», когда ребенок старается скрыть тот факт, что ему на самом деле плохо. 

С первых дней в школе ребенок сталкивается с ситуациями, в которых раньше не был: необходимо не отвлекаться и слушать учительницу, причем в одной и той же напряженной позе, высиживать время урока, делать совсем не то, что хочется, пытаться подавить в себе желание сразу же поделиться мыслями и чувствами с одноклассниками. 

С начала учебного года ребенок становится школьником, и каждый первоклассник искренне хочет научиться хорошо читать, писать, считать. Это его первая серьезная социальная роль, которая высоко ценится взрослыми. Игра постепенно отодвигается на второй план, а оценки становятся главными приоритетами дальнейшей школьной жизни. Центром новой социальной ситуации является учитель. Именно эти отношения в течение последующих нескольких лет являются определяющими. 

Невинный вопрос: «Как дела в школе?» приводит к тому, что ребенок оценивает не только реальные ответы на уроках, но и свою личность в целом, а также социальный статус. Дети уже после получения нескольких оценок учителя сами считают себя отличниками, троечниками или двоечниками. Причем самооценка «отличников» является чаще всего завышенной, а «двоечников» — заниженной с развитием стойкой неуверенности в своих возможностях. Длительные неудачи неадаптированных к школьному обучению детей, считающих себя стойко неуспевающими, могут привести к устойчивому возникновению у них комплекса неполноценности и отказу от успешного обучения в дальнейшем. Эти обстоятельства известны школьным педагогам и психологам, поэтому первый учебный год характеризуется отсутствием отметок как таковых с наличием либо словесной похвалы, либо порицания, либо, реже, «звездочек», «солнышек» как средства поощрения, а не оценки. 

Как проходит адаптация к школе 

Адаптация ребенка к школе состоит из нескольких последовательных этапов: 

1. Этап «физиологической бури», характеризующийся напряжением всех физиологических систем в течение первого месяца обучения с не всегда «правильным» реагированием детского организма на новую обстановку. Нарушение физиологической адаптации может нередко приводить к довольно частым простудным болезням ребенка в течение первой школьной осени, необъяснимому для врачей повышению температуры тела, поносу, тошноте, рвоте, головным болям, похудению, снижению или, наоборот, повышению давления, частому утомлению даже от небольшой школьной нагрузки. 

2. Этап неустойчивого приспособления, в этот период организм уже достаточно адекватно реагирует на новые стрессовые факторы. 

3. Этап устойчивого приспособления — период адекватной реакции организма при сниженном общем его напряжении. Чаще всего устанавливается через 2-6 месяцев после начала обучения. 

Знание этих периодов предотвращает необоснованные обидные высказывания родителей по поводу лености собственного чада, его неспособности выполнять школьную программу, а также объясняет частые жалобы детей на головные боли, слабость или быструю утомляемость, которые могут и не являться «продуктом воображения» не желающего учиться первоклассника.

Какие дети входят в группу риска по школьной дезадаптации 

Гиперактивные дети (чаще мальчики), характеризующиеся чрезмерной активностью, быстрой переключаемостью внимания, невозможностью сосредоточиться на изучаемом предмете. Для их коррекции необходимо сознательно тренировать произвольное внимание, всегда придерживаться четкого графика занятий, не поддаваться на провокации и вызывающие поступки детей, хвалить их за хорошие дела. Во время отдыха для них подойдут активные игры, снимающие избыточное физическое напряжение. 

Ребенок-левша, к которым относятся около 10% все людей. У таких детей возможно частое развитие тревожности, эмоциональной неустойчивости, обидчивости из-за сниженной координации «глаз-рука», выражающегося в плохом почерке, замедленном срисовывании предложенной учителем картинки, «кривом» написания слов, наличии пропуска некоторых букв при обучении письму, а также неуверенности при определении «право» и «лево». 

Дети со сниженным зрением из-за выраженной его нагрузки, увеличивающейся с каждым годом обучения. Известно, что через орган зрения ребенок получает до 90% всей школьной информации из-за интенсивного чтения, счета, письма. 

Дети с нарушением поведения: агрессивные, ранимые, тревожные, застенчивые ребята. Для них даже незначительный стрессовый фактор может привести к неадекватным действиям: отказу от посещения школьных занятий, низким оценкам, замкнутости или, наоборот, к агрессивным действиям. 

Ребенок, не посещавший детский сад. Чаще это единственный ребенок в семье, он трудно входит в коллектив, в котором учитель одинаково относится ко всем детям, не выделяя «маменькиных сынков», а сверстники не спешат признавать его в качестве лидера. У таких детей часто возникают необоснованные обиды на педагога и одноклассников, которые их не любят и не выделяют так, как они к этому привыкли в домашних, слишком «тепличных» условиях. 

Чем помочь ребенку 

Для лучшей адаптации младшего школьника необходимо внимательно относиться к его школьным проблемам, стараться соблюдать режим дня с выделением достаточного времени как на ночной, так и дневной сон, на ежедневные прогулки на свежем воздухе, показать поддержку и защиту (легкие прикосновения, массаж, совместные купания, искреннее выражение любви и заботы). Родители также должны оценивать только поступки ребенка, а не его самого, не его личность, поддерживать ребенка во время неудач, которые обязательно будут временными. Необходимы поощрения за хорошие дела в виде похвалы, одобрения, выражения радости, так и в виде недорогих, но ожидаемых подарков, способных осчастливить первоклашку: пенал, яркие фломастеры, альбом, точилка, книжка с картинками, которые они сами бы выбрали в магазине. 

Возможно применение и некоторых фармакологических препаратов, уменьшающих внутреннее психоэмоциональное напряжение, улучшающих умственную работоспособность, память, устраняющих беспокойство, страх, тревогу. Естественно, данные препараты должен назначать участковый педиатр, детский невролог или психиатр. 

И, самое главное, чтобы у ребенка к концу первого класса была сформирована внутренняя мотивация, заключающаяся в том, что он идет в школу, где можно узнать обо всем на свете («хочу ходить в школу, потому что это интересно, и я там получаю знания, которые мне обязательно пригодятся!»), а не из-за того, что он только может похвастаться там новым ранцем.

Короткая ссылка на новость: http://zdrav-med.ru/~vkm8z