Рак груди в живописи и скульптуре (часть 1)

Рак груди в живописи и скульптуре (часть 1)

Рак груди в живописи и скульптуре (часть 1)

Рак молочной железы — самое распространённое онкологическое заболевание у женщин. Заболеваемость неуклонно растёт, и ежегодно в мире выявляют не менее 1 млн. вновь заболевших. В США на протяжении жизни раком молочной железы заболевает каждая восьмая женщина. В странах Евросоюза заболеваемость составляет 95–105, а смертность 30–40 случаев на 100 тыс. женщин в год. В общей структуре заболеваемости женского населения новообразования молочных желёз составляют 30%. Это также второе по частоте после рака лёгких онкологическое заболевание в популяции в целом (считая и мужское население). 
Традиционные факторы риска рака молочной железы представлены ниже:
 
Факторы риска
• Отсутствие в анамнезе беременностей и родов;
• Первые роды после 30 лет;
Курение, особенно, если оно начато в юном возрасте;
• Раннее менархе (до 12 лет);
• Поздняя менопауза (после 55 лет);
• Отягощенный семейный анамнез (онкозаболевания у кровных родственников);
• Больные, леченные по поводу рака женских половых органов;
• Травма молочной железы в анамнезе;
• Ожирение;
• Гипертоническая болезнь;
• Злоупотребление алкоголем;
• Употребление экзогенных гормонов — при непрерывном употреблении экзогенных гормонов с целью контрацепции или лечения — более 10 лет.

В обществе сложилось мнение, что опухоли в целом и рак молочной железы в частности – проблема исключительно городского населения последних 200 лет. Однако свидетельства прошлого не оставляют сомнений в том, что данное заболевание настигало женщин еще в древности.
Самое раннее из известных нам описаний рака молочной железы (хотя сам термин «рак» ещё не был известен и не использовался) было найдено в Египте и датируется примерно 1600 годом до нашей эры. Так называемый «Папирус Эдвина Смита» описывает 8 случаев опухолей или изъязвлений молочной железы, которые были подвергнуты лечению прижиганием огнём. Текст гласит: «От этой болезни нет лечения; она всегда приводит к смерти».
Еще за 450 лет до нашей эры великий Гиппократ в своем трактате под названием "О карцинозе" писал: "у женщины из Абдеры развилась карцинома груди, и через сосок выделялась серозно-кровянистая жидкость; когда выделения прекратились, она умерла".
Если внимательно всматриваться в картины прошлого, то можно увидеть признаки многих болезней. В рамках данного экскурса в историю мы постараемся остановиться на самых известных произведениях живописи и скульптуры. 
 
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669). Полуобнаженная у печки
В 1970 г. итальянским хирургом Т. Греко внимание медицинских кругов было привлечено к обнаруженному в ходе выставки в Базеле рисунку Рембрандта „полуобнаженная у печки”. Если присмотреться к левой груди, то можно без труда увидеть ее деформацию. Онкологи разных стран согласны с диагнозом, поставленным Греко, – у изображенной на рисунке женщины – злокачественная опухоль левой молочной железы, скиррозная форма рака.
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Вирсавия», 1654 
Картина написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Она отдалась ему и зачала. Кульминацией последовавших осложнений стало убийство мужа Вирсавии, которого Давид отправил на верную смерть. Композиция во многом повторяет античный рельеф, где изображена готовящаяся к свадьбе невеста. Как и в предыдущем случае Т. Греко был первым, кто предположил наличие рака левой молочной железы. Тем не менее, в качестве дифференциального диагноза обсуждаются туберкулез и лактационный мастит.
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Даная», 1636
Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Лучше всего об этом написал В. Пикуль в романе «Под золотым дождем»: «Саския вошла в его дом в 1633 году, когда имя Рембрандта в Голландии уже обрело весомую известность. Он был вполне обеспечен заказами, потому тысячи флоринов, принесенных Саскией в приданое, не обогатили его, а лишь закрепили его положение в чванном обществе бюргеров. Добившись любви патрицианки, художник окружал ее небывалой роскошью. Рембрандт любил Саскию очень сильно, он украшал ее земные прелести жемчугами и бриллиантами. Рисовал и писал с нее множество портретов, в каждом из них стараясь выявить все лучшее, что характерно для женщины, счастливой в упоении счастливого брака. Да, он ее очень любил...[…] Казалось, и конца не будет семейному счастью, но все дети умирали в младенчестве. Саския несла в своем теле неизлечимую болезнь, и в 1642 году она родила Рембрандту последнего сына - Титуса... Титус выжил, но его мать умерла».
Испанский врач Ж.Грау с коллегами в 2001 году предположили, что причиной смерти голландской красавицы стал рак. Об этом косвенно свидетельствуют изменения левой молочной железы и подмышечной области. Косвенным подтверждением тому служат данные рентгеноскопии, указывающие на то, что Рембрандт неоднократно перерисовывал эту область.
Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества.
Рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повёрнута ладонью вверх.

Короткая ссылка на новость: http://zdrav-med.ru/~KzVWt