Традиционная медицина Морокко, часть 1

Традиционная медицина Морокко, часть 1

Традиционная медицина Морокко, часть 1

Марокко – земля, где время остановило свой бег. Многое из того, что здесь было сотни лет назад, остается без изменений. Среди соседей всегда найдется лекарь-травник, семейные рецепты которого передаются на протяжении поколений. Он всегда готов смешать, нарезать, измельчить для вас горстку полезных снадобий, уложить их в маленький невзрачный пакетик и пожелать благополучия на Вашем пути к выздоровлению. 

Последнее время наблюдается новый виток развития традиционных методов лечения, которые были до недавнего времени забыты. 

Что же заставляет жителей современного Марокко обращаться к лекарям, травникам и прочим знахарям? 

Ценность дома  в его жильцах.

Жизнь в сельских районах напоминает русскую общину, где все являются добрыми соседями друг другу. Знания, как и ремесла, переходят от дедов к внукам, а клиенты - одни и те же семьи. Отношения между лекарями и пациентами становятся доверительными, простыми и близкими. Как у нас было принято ходить к соседям за солью, также у марокканцев, если почувствовал недомогание или скотина пошла тощей, тут же иди к знахарю – соседу. Поскольку история каждого рода насчитывает не одно поколение, всегда найдешь к кому обратиться за средством от навалившегося недуга. Добрая слава важнее университетских сертификатов. 

Если вы – молодая берберская девушка, проживающая свою прекрасную жизнь в далеких атласских горах, и вам предстоят роды, у вас есть два варианта. Первый: ехать в город сначала на осле или, в лучшем случае, на гужевой повозке, а далее иными транспортными средствами. Потом попадете в медину (араб.- город), со своей суетой, шумом, вечно снующими людом. Город, где вы были, может, один-два раза в жизни. Идете к какому-то доктору, у которого была знакомая из соседней деревни, что в 20 км, по другую сторону хребта. Нервничать-то вам нельзя, а тут незнакомые доктора в белых халатах и бездушные холодные стены. А врач после приема говорит: «Ну, заходите через пару дней, посмотрим что нового». Или второй вариант – лежать у себя дома, попивая ароматный мятный чай, а сосед-лекарь, который принимал роды у всей деревни, будет захаживать в гости по первому зову, да еще и с полезными снадобьями и вкусными гостинцами. Что вы выберите? 

Или другая ситуация. Вы все та же молодая марокканская селянка из той же горной деревни. Веселая, любите пощебетать с подружками вечерами у колодца по-свойски, по-берберски. А диалектов в горах Атласа, стоит заметить, великое множество. И вот напала на вас грусть-тоска несусветная. Надо опять же обращаться к лекарям. И о чем вам говорить с городским врачом? Как на пальцах объяснить свое депрессивное состояние? Значительно удобнее обратиться к «семейному доктору», который воспитан в одних традициях, говорит с вами на одном языке, и которого видишь через день по дороге к тому же колодцу. 

Пусть злые джины вырвут ему язык за то, что он просит так много.

Народные целители обычно оставляют суммы сборов на усмотрение клиентов. Сумма может варьироваться от 3 до 10 дирхамов (10 - 40 руб.), а можно оставить оливок, десяток яиц или плошку сливочного масла. А взамен добрый сосед расскажет, где насобирать нужных растений для лечения или радушно выдаст из собственных запасов. 

Вот и выходит, что при всех альтернативах, все дороги ведут к своему родному врачу-травнику.

А что лечат? 

К народным целителям обычно обращаются с бытовыми жалобами на боли в животе, горле, высыпаниями на коже. Травники владеют прекрасным ассортиментом слабительных, заживляющих, желчегонных, и глистогонных средств, лекари даже могут проводить несложные операции. 

Одно из основных правил лечения – постепенное изменение дозировки. Во избежание терапевтического шока, для приготовления отваров, мазей, активное вещество разбавляется и эффект растягивается на более длительный период. Существует всего несколько сильнодействующих, действительно опасных для жизни препаратов и все они хорошо известны в сельских районах. 

Основная идея традиционной медицины – лечить надо не болезнь, а  человека в целом, поддерживать необходимый баланс между физическим, умственным, эмоциональным, психологическим и социальным благополучием. А значит в процесс лечения кроме пациента и лекаря вовлечены семья, община, а иногда и потусторонние силы. Причины болезни могут быть как естественные, так и сверхъестественные. Это и божественное наказание, и влияние злых духов, и одержимость или сглаз. Поэтому при лечении двух пациентов с похожими жалобами средства могут значительно отличаться в зависимости от кармы, опыта предков и еще многих факторов. Но это совсем не значит, что во всех болезнях виноваты злые духи. Например, задолго до создания Эдвардом Дженнером вакцины от оспы, лекари Магриба знали о способах ее распространения и пользовались прививками, что показывает их веру в инфекционную природу заболевания. Но это нисколько не мешает им считать, что за этой естественной причиной кроется более серьезная, например, проклятье или злой рок. То есть целители могут описать непосредственные причины возникновения болезни физическими явлениями, но считают, что основная их причина лежит глубже.

Продолжение следует.

Короткая ссылка на новость: http://zdrav-med.ru/~WYIkR